Дворцовый мост — Санкт-Петербург
Дворцовый мост — разводной чугунный мост через Неву в Санкт-Петербурге.
Соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров)
и Васильевский остров. Находится на оси Дворцового проезда
и Биржевой площади. Длина моста — 260,1 м, ширина — 27,8 м.
Состоит из пяти пролетов. Разведенный двукрылый центральный
пролет Дворцового моста — один из символов города.
Область применения = автомобильный, пешеходный
Пересекает = Нева (река)
Место = Санкт-Петербург
Тип конструкции = опорный, разводной
Пролётов = 5
Общая длина = 260,1 м
Ширина моста = 27,8 м.
Дата открытия = 23 декабря 1916
История моста
С 1856 года вблизи будущего моста начал устанавливаться плашкоутный
мост, перенесённый после возведения постоянного Благовещенского
моста, получившего название Дворцовый. С 1896 году перенесён
вверх по течению на 50 м в то место, где позже возведён постоянный
мост.
В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух
постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского. На первом
этапе конкурса из 27 проектов не было выбрано ни одного. Оставалась
неопределенность и с трассой будущего моста. Затем было проведено
еще два конкурса, общее число проектов достигло 54. В 1909
году был принят проект инженера А. П. Пшеницкого. 5 февраля
1911 года был подписан договор о строительстве моста с Обществом
Коломенских заводов; в нём была указана дата окончания строительства:
15 октября 1913 года. Но этим планам не суждено было сбыться:
строительство началось в 1912 году, было задержано из-за начавшейся
войны.
Мост был открыт только 23 декабря 1916 года, но оформление
моста было закончено только после революции, например, чугунные
перильные решетки, появились только в 1939 году. Эти решетки
отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора
Л. А. Носкова. Пшеницкому удалось достичь удивительного эффекта:
мост как бы стелется по воде, сохраняя панораму невских берегов.
С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован
в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.
Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году. В 1977 году реконструирован
по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и
инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции
подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была
произведена реконструкция моста под руководством инженера
Ю. Петрова. В 1998 сняты трамвайные пути.
Разводной механизм
Уникальный разводной механизм моста, который поднимает 700-тонные
пролёты вверх, состоит из моторов, крупных шестерней (среди
которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста)
и тысячетонных противовесов. Механизм работает достаточно
надёжно, однако иногда случаются небольшие инциденты: например,
в октябре 2002 года отломился один из зубьев на шестерне,
что привело к остановке разводки моста и задержке судов на
Неве. Обычно механизм чинят в течение суток.
Разведенный на фоне заката Дворцовый мост давно стал общепризнанным
символом Санкт-Петербурга.